1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение регламентирует оказание логопедической помощи в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Каргасокский
детский сад №27» (далее – МБДОУ) реализующем образовательную программу дошкольного
образования (ОП ДО), в части оказания логопедической помощи детям, имеющим нарушения
устной речи и трудности в усвоении общеобразовательных программ (далее Положение) и
разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»
1.2
Задачами оказания логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью выявления и
последующей коррекции речевых нарушений воспитанников 3-7 лет;
- организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными
нарушениями речи: ФНР, ФФНР, ОНР;
- организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;
- своевременная коррекция нарушений речевого развития воспитанников МБДОУ;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации
и содержания логопедической работы с воспитанниками.
2. Порядок
МБДОУ
оказания
логопедической
помощи
в
2.1. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию
согласно Приложению 1 к настоящему Положению.
Срок и порядок хранения документов определяются локальными нормативными
актами МБДОУ и настоящим положением. Срок хранения документации учителя-логопеда
составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
2.2. Логопедическая диагностика осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
воспитанников. Приложение 2 к настоящему Положению.
2.3. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия
подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование
воспитанников по запросу родителей (законных представителей), педагогических работников,
углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной
речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие
речевой статус воспитанника.
На каждого ребёнка заполняется речевая карта, первичный протокол обследования детей,
нуждающихся в логопедической помощи, список воспитанников для зачисления на
логопедический пункт, подписанный членами ППк. Индивидуальный протокол первичного
обследования, дневник динамического наблюдения заполняется в случае необходимости
уточнения речевого и клинического заключения для направления воспитанника в лечебнопрофилактическое учреждение, в районную или областную ППК.
Логопедическая помощь оказывается детям со следующими речевыми нарушениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
- общее недоразвитие речи (ОНР).
2.4. Логопедическая помощь оказывается детям от 5 до 7 лет, с приоритетом
предшкольного дошкольного возраста, имеющим нарушения в развитии речи (общее
недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи) с сохранным слухом и интеллектом,
препятствующие успешному овладению ОП МБДОУ «Каргасокский детский сад №27» и с
целью подготовки к успешному освоению программ начального школьного образования.
2.5. Комплектование группы и логопедическая помощь осуществляются учителемлогопедом на основании обследования речи детей. Зачисление воспитанников на
логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление
воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых
нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
2.6. Дети, имеющие тяжёлые нарушения речи (общее недоразвитие речи,
обусловленное различными формами клинической патологии: дизартрия, алалия, ринолалия,
заикание) направляются на обследование специалистами районной или областной ППк, на
ребенка составляется характеристика (Приложение 3), которые уточняют речевое заключение
и решают вопрос о дальнейшем развитии и обучении ребёнка (с учётом условий оказания
логопедической помощи в данном населённом пункте).
2.7.
Основной
формой
организации
логопедической
работы
являются
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и подгрупповые занятия с детьми со
сходными речевыми нарушениями. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения воспитанника, рекомендаций ППк, но не менее 2-х раз в неделю.
2.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы
МБДОУ и с учетом санитарно-эпидемиологических требований.
2.9.
Предельная наполняемость группы детей с речевыми нарушениями не более 25
чел.
2.10. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ППк и результатов логопедической диагностики.
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и
(или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при
совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников детского сада, родителей (законных представителей), которая
предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального
и
группового
консультирования
родителей
(законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
информационных стендов.
2.13. Для логопедической помощи выделяется кабинет, отвечающий санитарногигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности, приспособленный для
проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций с родителями.
Кабинет оснащается необходимым оборудованием согласно общим требованиям,
предъявляемым к оборудованию логопедического кабинета. Логопедическая помощь может
осуществляться в групповом помещении.
Приложение 1
к Положению об оказании логопедической
помощи в МБДОУ «Каргасокский д/с №27»
Документация организации при оказании логопедической помощи
1. Документация логопедического кабинета
1.1. Нормативно-правовые документы по организации работы учителя –логопеда (положение о
логопедическом кабинете, паспорт логопедического кабинета, положение о логопедическом
пункте, должностные инструкции учителя-логопеда, инструкция по охране труда и ТБ)
1.2. Первичный протокол обследования речи детей для представления на ППк МБДОУ для
зачисления в логопедический пункт.
1.3. Журнал движения воспитанников, зачисленных в логопедический пункт.
1.4. Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
1.5. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников (речевые карты, соответствующие
возрасту и речевому диагнозу, характеристики, итоги диагностик)
1.6. Годовой план работы учителя-логопеда.
1.7. Перспективный план индивидуальной работы с детьми.
1.8. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий.
1.9. График работы учителя – логопеда.
1.10. Календарно – тематическое планирование.
1.11. Паспорт логопедического кабинета.
1.12. Копии отчетов о проделанной работе за год.
Приложение 2 к
положению об оказании
логопедической
помощи в МБДОУ «Каргасокский д/с №27»
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Заведующему МБДОУ
«Каргасокский д/с №27»
___________________________
Ф.И.О. заведующего
от__________________________
Ф.И.О. родителя
(законного представителя)
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на
проведение логопедической диагностики
обучающегося
Я,
(Ф.И.О.)
______________________________________________________,
являясь
родителем
(законным
представителем)
__
(нужное
подчеркнуть)
________________________________________
Ф.И.О. ребенка
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
Ф.И.О. родителя (законного представителя)
_________________
подпись
«___» __________ 20___г.
Заведующему МБДОУ
«Каргасокский д/с №27»
___________________________
Ф.И.О. заведующего
от__________________________
Ф.И.О. родителя
(законного представителя)
Заявление
Я,
(Ф.И.О.)
____________________________________________________________________________,
с целью оказания коррекционной помощи в устранении нарушения речи
прошу
зачислить
моего
__________________________________________________________
ребенка
Ф.И.О. ребенка
на логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения МБДОУ «Каргасокский д/с № 27» с _______________ 20___г.
Обязуюсь:
1. Информировать Учреждение о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни.
2. Создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
3. Взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых
нарушений ребенка.
В случае длительного отсутствия моего ребенка в Учреждении согласен (на):
- на его отчисление из логопедического пункта и последующее его зачисление в
логопедический пункт при наличии свободных мест.
Ф.И.О. родителя (законного представителя)
_________________
подпись
«___» __________ 20___г.
Приложение 3 к
Положению об оказании
логопедической
помощи в
МБДОУ «Каргасокский д/с №27»
Примерная форма
Штамп ДОУ
(или оформление характеристики на официальном бланке ДОУ)
Характеристика
обучающегося дошкольного возраста,
направляемого на обследование специалистами
районной или областной ППк
1. Общие сведения
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения ребенка.
Адрес регистрации и фактического проживания.
Полное название ДОО, в которой в настоящий момент обучается ребенок; группа;
программа обучения (общеобразовательная основная/ адаптированная); форма обучения.
2. Цель обращения в ППк (получение рекомендаций по определению
образовательной программы в связи с трудностями в обучении, трудностями в
адаптации, состоянием здоровья, др.).
3. Сведения об обучении
Возраст начала обучения в ДОО; сколько времени ребенок находится в данной ДОО;
обучался ли где-либо до поступления в данную ДОО (если не обучался, то по какой
причине), по какой программе, в какой форме; причины перевода из другой ДОО (в
случаях, если ребенок поступил на обучение из другой ДОО);
Обращался ли ранее в ППк (по какой причине, какие рекомендации получил,
воспользовался ли ими).
4. Особенности обучения по образовательной
программе адаптации ребенка к данной ДОО.
Понимание ребенком обращенной речи, уровень развития коммуникативных
навыков владение средствами альтернативной коммуникации.
Общая осведомленность ребенка;
Особенности восприятия (зрительного, слухового), мыслительных
процессов, внимания, памяти и др.;
Уровень развития моторики (общая моторная неловкость, двигательная
расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую
деятельность затрудняют) и речи (речью не пользуется,
речь малопонятна,
пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на
занятиях, формулировать свои мысли);
Работоспособность, темпы деятельности, степень овладения разделами
образовательной
программы; в чем заключаются особенности или трудности усвоения ребенком
программы (принимает ли участие в организуемой образовательной деятельности,
в т. ч. дополнительной; в чем особенности его участия, как ведет себя во время
образовательной деятельности: проявляет заинтересованность, стремление
выполнить задания; в игровой деятельности – наличие стремления включиться в
игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками:
стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и
целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с
правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками и т. п.).
Сформированность навыков самообслуживания;
Оказывалась ли коррекционно-педагогическая помощь, в каком объеме, ее
эффективность.
5. Психологические особенности (особенности личности, взаимоотношений со
сверстниками и педагогами, поведения и др.)
Состояние эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная
возбудимость, общая заторможенность, тревожность, агрессивность и др.);
Взаимоотношения обучающегося с коллективом сверстников (особенно в тех
случаях,
когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен);
Соблюдение дисциплинарных требований (в т.ч. частота и характер конфликтов
с детьми, педагогами, поведение в конфликте; перечислить основные проступки,
вызывавшие тревогу у педагогов).
6. Доминирующие увлечения и интересы
7. Состояние здоровья ребенка (часто ли болеет простудными заболеваниями, имеет ли
хронические заболевания, затрудняющие процесс обучения);
8. Особенности режима сна и бодрствования, аппетита (трудно засыпает и
беспокойно спит; плохо ест, избирателен в еде).
9.
Характеристика и состав семьи (полная, неполная; многодетная; есть ли братья и
сестры, где обучаются).
10. Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское,
непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания), кто приоритетно
занимается в семье воспитанием детей.
Отношение семьи к имеющимся проблемам и трудностям ребенка (признание своих
неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, др.)
Взаимодействие семьи и ДОО.
Общие выводы и впечатления о ребенке, в том числе обобщенные выводы педагога и его
мнение об организации дальнейшего обучения ребенка.
Дата оформления характеристики
__________________________________________________________
Подпись
руководителя
ДОО
расшифровкой_______________________________________________
с
Подпись
педагога
(педагогов)
расшифровкой_______________________________________________
с
Подпись
учителя-логопеда
расшифровкой_________________________________________________
с