Положение о логопедическом пункте

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение регламентирует оказание логопедической помощи в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Каргасокский
детский сад №27» (далее – МБДОУ) реализующем образовательную программу дошкольного
образования (ОП ДО), в части оказания логопедической помощи детям, имеющим нарушения
устной речи и трудности в усвоении общеобразовательных программ (далее Положение) и
разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»
1.2

Задачами оказания логопедической помощи являются:

- организация и проведение логопедической диагностики с целью выявления и
последующей коррекции речевых нарушений воспитанников 3-7 лет;
- организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными
нарушениями речи: ФНР, ФФНР, ОНР;
- организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;
- своевременная коррекция нарушений речевого развития воспитанников МБДОУ;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации
и содержания логопедической работы с воспитанниками.
2. Порядок
МБДОУ

оказания

логопедической

помощи

в

2.1. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию
согласно Приложению 1 к настоящему Положению.
Срок и порядок хранения документов определяются локальными нормативными
актами МБДОУ и настоящим положением. Срок хранения документации учителя-логопеда
составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
2.2. Логопедическая диагностика осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
воспитанников. Приложение 2 к настоящему Положению.
2.3. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия
подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование
воспитанников по запросу родителей (законных представителей), педагогических работников,
углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной
речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие
речевой статус воспитанника.
На каждого ребёнка заполняется речевая карта, первичный протокол обследования детей,
нуждающихся в логопедической помощи, список воспитанников для зачисления на
логопедический пункт, подписанный членами ППк. Индивидуальный протокол первичного
обследования, дневник динамического наблюдения заполняется в случае необходимости
уточнения речевого и клинического заключения для направления воспитанника в лечебнопрофилактическое учреждение, в районную или областную ППК.

Логопедическая помощь оказывается детям со следующими речевыми нарушениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
- общее недоразвитие речи (ОНР).
2.4. Логопедическая помощь оказывается детям от 5 до 7 лет, с приоритетом
предшкольного дошкольного возраста, имеющим нарушения в развитии речи (общее
недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи) с сохранным слухом и интеллектом,
препятствующие успешному овладению ОП МБДОУ «Каргасокский детский сад №27» и с
целью подготовки к успешному освоению программ начального школьного образования.
2.5. Комплектование группы и логопедическая помощь осуществляются учителемлогопедом на основании обследования речи детей. Зачисление воспитанников на
логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление
воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых
нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
2.6. Дети, имеющие тяжёлые нарушения речи (общее недоразвитие речи,
обусловленное различными формами клинической патологии: дизартрия, алалия, ринолалия,
заикание) направляются на обследование специалистами районной или областной ППк, на
ребенка составляется характеристика (Приложение 3), которые уточняют речевое заключение
и решают вопрос о дальнейшем развитии и обучении ребёнка (с учётом условий оказания
логопедической помощи в данном населённом пункте).
2.7.
Основной
формой
организации
логопедической
работы
являются
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и подгрупповые занятия с детьми со
сходными речевыми нарушениями. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения воспитанника, рекомендаций ППк, но не менее 2-х раз в неделю.
2.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы
МБДОУ и с учетом санитарно-эпидемиологических требований.
2.9.

Предельная наполняемость группы детей с речевыми нарушениями не более 25

чел.
2.10. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ППк и результатов логопедической диагностики.
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и
(или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при
совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников детского сада, родителей (законных представителей), которая
предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:




постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального
и
группового
консультирования
родителей
(законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
информационных стендов.

2.13. Для логопедической помощи выделяется кабинет, отвечающий санитарногигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности, приспособленный для
проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций с родителями.
Кабинет оснащается необходимым оборудованием согласно общим требованиям,
предъявляемым к оборудованию логопедического кабинета. Логопедическая помощь может

осуществляться в групповом помещении.

Приложение 1
к Положению об оказании логопедической
помощи в МБДОУ «Каргасокский д/с №27»
Документация организации при оказании логопедической помощи

1. Документация логопедического кабинета
1.1. Нормативно-правовые документы по организации работы учителя –логопеда (положение о
логопедическом кабинете, паспорт логопедического кабинета, положение о логопедическом
пункте, должностные инструкции учителя-логопеда, инструкция по охране труда и ТБ)
1.2. Первичный протокол обследования речи детей для представления на ППк МБДОУ для
зачисления в логопедический пункт.
1.3. Журнал движения воспитанников, зачисленных в логопедический пункт.
1.4. Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
1.5. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников (речевые карты, соответствующие
возрасту и речевому диагнозу, характеристики, итоги диагностик)
1.6. Годовой план работы учителя-логопеда.
1.7. Перспективный план индивидуальной работы с детьми.
1.8. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий.
1.9. График работы учителя – логопеда.
1.10. Календарно – тематическое планирование.
1.11. Паспорт логопедического кабинета.
1.12. Копии отчетов о проделанной работе за год.

Приложение 2 к
положению об оказании
логопедической
помощи в МБДОУ «Каргасокский д/с №27»
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Заведующему МБДОУ
«Каргасокский д/с №27»
___________________________
Ф.И.О. заведующего
от__________________________
Ф.И.О. родителя
(законного представителя)
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на
проведение логопедической диагностики
обучающегося

Я,
(Ф.И.О.)
______________________________________________________,
являясь
родителем
(законным
представителем)
__
(нужное
подчеркнуть)
________________________________________
Ф.И.О. ребенка
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

_________________

подпись

«___» __________ 20___г.

Заведующему МБДОУ
«Каргасокский д/с №27»
___________________________
Ф.И.О. заведующего
от__________________________
Ф.И.О. родителя
(законного представителя)

Заявление
Я,
(Ф.И.О.)
____________________________________________________________________________,
с целью оказания коррекционной помощи в устранении нарушения речи
прошу
зачислить
моего
__________________________________________________________

ребенка

Ф.И.О. ребенка
на логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения МБДОУ «Каргасокский д/с № 27» с _______________ 20___г.
Обязуюсь:
1. Информировать Учреждение о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни.
2. Создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
3. Взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых
нарушений ребенка.
В случае длительного отсутствия моего ребенка в Учреждении согласен (на):
- на его отчисление из логопедического пункта и последующее его зачисление в
логопедический пункт при наличии свободных мест.
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

_________________

подпись

«___» __________ 20___г.

Приложение 3 к
Положению об оказании
логопедической
помощи в
МБДОУ «Каргасокский д/с №27»

Примерная форма
Штамп ДОУ
(или оформление характеристики на официальном бланке ДОУ)

Характеристика
обучающегося дошкольного возраста,
направляемого на обследование специалистами
районной или областной ППк

1. Общие сведения
 Ф.И.О. ребенка
 Дата рождения ребенка.
 Адрес регистрации и фактического проживания.
 Полное название ДОО, в которой в настоящий момент обучается ребенок; группа;
программа обучения (общеобразовательная основная/ адаптированная); форма обучения.
2. Цель обращения в ППк (получение рекомендаций по определению
образовательной программы в связи с трудностями в обучении, трудностями в
адаптации, состоянием здоровья, др.).
3. Сведения об обучении
 Возраст начала обучения в ДОО; сколько времени ребенок находится в данной ДОО;
обучался ли где-либо до поступления в данную ДОО (если не обучался, то по какой
причине), по какой программе, в какой форме; причины перевода из другой ДОО (в
случаях, если ребенок поступил на обучение из другой ДОО);
 Обращался ли ранее в ППк (по какой причине, какие рекомендации получил,
воспользовался ли ими).
4. Особенности обучения по образовательной
программе адаптации ребенка к данной ДОО.
Понимание ребенком обращенной речи, уровень развития коммуникативных
навыков владение средствами альтернативной коммуникации.
 Общая осведомленность ребенка;
 Особенности восприятия (зрительного, слухового), мыслительных
процессов, внимания, памяти и др.;








Уровень развития моторики (общая моторная неловкость, двигательная
расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую
деятельность затрудняют) и речи (речью не пользуется,
речь малопонятна,
пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на
занятиях, формулировать свои мысли);
Работоспособность, темпы деятельности, степень овладения разделами
образовательной
программы; в чем заключаются особенности или трудности усвоения ребенком
программы (принимает ли участие в организуемой образовательной деятельности,
в т. ч. дополнительной; в чем особенности его участия, как ведет себя во время
образовательной деятельности: проявляет заинтересованность, стремление
выполнить задания; в игровой деятельности – наличие стремления включиться в
игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками:
стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и
целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с
правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками и т. п.).
Сформированность навыков самообслуживания;
Оказывалась ли коррекционно-педагогическая помощь, в каком объеме, ее
эффективность.

5. Психологические особенности (особенности личности, взаимоотношений со
сверстниками и педагогами, поведения и др.)
 Состояние эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная
возбудимость, общая заторможенность, тревожность, агрессивность и др.);
 Взаимоотношения обучающегося с коллективом сверстников (особенно в тех
случаях,
когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен);
 Соблюдение дисциплинарных требований (в т.ч. частота и характер конфликтов
с детьми, педагогами, поведение в конфликте; перечислить основные проступки,
вызывавшие тревогу у педагогов).
6. Доминирующие увлечения и интересы
7. Состояние здоровья ребенка (часто ли болеет простудными заболеваниями, имеет ли
хронические заболевания, затрудняющие процесс обучения);
8. Особенности режима сна и бодрствования, аппетита (трудно засыпает и
беспокойно спит; плохо ест, избирателен в еде).
9.
Характеристика и состав семьи (полная, неполная; многодетная; есть ли братья и
сестры, где обучаются).
10. Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское,
непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания), кто приоритетно
занимается в семье воспитанием детей.
 Отношение семьи к имеющимся проблемам и трудностям ребенка (признание своих
неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, др.)
 Взаимодействие семьи и ДОО.
Общие выводы и впечатления о ребенке, в том числе обобщенные выводы педагога и его
мнение об организации дальнейшего обучения ребенка.

Дата оформления характеристики

__________________________________________________________
Подпись
руководителя
ДОО
расшифровкой_______________________________________________

с

Подпись
педагога
(педагогов)
расшифровкой_______________________________________________

с

Подпись
учителя-логопеда
расшифровкой_________________________________________________

с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».