Математика и логика. Развитие пространственного мышления у дошкольников.

06.11.2023

Ребенок различает геометрические фигуры, выбирает кратчайший маршрут до детской площадки, придумывает конструкции из Лего – все это благодаря пространственному мышлению.    Развивать его никогда не рано, можно в любом возрасте. В каждом по - своему. На что родителям стоит обратить внимание?

                            Раз ступенька, два ступенька: возрастные этапы.

Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где домик был из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора..

                      МЛАДШИЕ И СРЕДНИЕ дошколята (3-5лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки  составных частей, добавления или удаления элементов.

- У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые»  «различные»  «больший»  «меньший»  «справа»  «слева»  «между»  Осознанное оперирование этими терминами  приходит позже  -  в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

                      Ребенку  3-5лет  по силам:

-  повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;

-  сравнивать длину отрезков, размеры фигур;

-  соединять  точки по цифрам, чтобы получить рисунок  (если ребенок знает порядковый счет)

-  различать прямой, тупой, острый  углы.

                       Как стимулировать пространственное мышление в  3-5лет?

Вам помогут:

-  игры на формирование трехмерных представлений «Помести животное»                                                     (необходимо  выбрать  животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться)

-  «Расставь правильно»  (необходимо расположить предметы по указанию взрослого)                         «Составь маршрут»

-  задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом,  пирамида на кубе)

-  картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («Где находится животное?» – за домом.

Вырезайте из бумаги  симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.

Занимайтесь  оригами,  складывайте пазлы  и создавайте геометрические аппликации.

                   ДОШКОЛЬНИКИ (5-7лет)

В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать  и  «улучшать»

                    В 5-7лет дети должны уметь:

-  различать понятие размера и формы;

-  свободно  оперировать  пространственными отношениями между предметами (большой – маленький, ближе – дальше,  вверх – вниз,  над – под,  за – перед);

-  различать левую и правую руку, сторону;

-  понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;

-  мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;

-  ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной)

Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа.  Да, они не обязательны, ведь  в первый класс ребенка примут в любом случае.  Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала,  перечисленные умения и навыки очень пригодятся первокласснику.

                 Как развивать пространственное мышление в 5-7лет.

С этой задачей помогут справиться:

-  игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находит  и запоминает окружающие его предметы.  Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например: «какого цвета стол от тебя?»

-  графические диктанты;

-  занимательные задания   на объемное мышление;

-  специальные развивающие игры;

-  повседневные  бытовые задания;

Предлагайте  ребенку  настольные  игры, такие как  Танграм,  «Геометрика»,  шашки, шахматы, нарды.  Вместе рисуйте планы  помещений  и местности,  играйте в  поиск «клада»  с помощью  карты  - плана.

Будем листья собирать               

Листья березы,

Листья рябины,                     

Листья тополя, 

Листья осины,

Листья дуба

Мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

 

6 Если на деревьях

Листья пожелтели.

Если в край далекий

Птицы улетели.

Если небо хмурое,

Если дождик льется.

Это время года

Осенью зовется.

 

7 Под кустом свернулся ежикХочу такой сайт

Мокрый и колючий.

И косит над лесом дождик

Разгоняя тучи.

 

8 В листья красные одетый

Улыбается пенек.

Простоял сухой все лето,

А теперь промок.

 

9 Мы шагаем под зонтом,

Это наш надежный дом.

Дождь стучит «Тук – тук – тук!

Эй, хозяева, вы тут?»

Дверь ему не отворим,

Мы промокнуть не хотим.

 

10 Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

 

11 Разноцветные листочки

В вальсе радостном летят.

Ветер с осенью танцует

И кружится листопад.

 

12 Следом за летом осень идет,

Желтые песни ей ветер поет,

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

 

13 Дождик, дождик, ты послушай!

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит.

Побелеешь, снегом станешь,

До апреля не растаешь.

 

14 Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,  и нет просвета,

Затерялось где то лето.

 

15 Ходит Осень, бродит Осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый, кленовый.

 

16 Ходит Осень в нашем парке,

Дарит Осень всем подарки.

Бусы красные – рябине,

Фартук  розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты Осень дарит нам.

 

17 Падают с ветки желтые монетки,

Под ногами целый клад!

Это Осень золотая  дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья вам и нам и всем подряд.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.11.2023

Дата обновления: 13.11.2023

Дата публикации: 06.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».