Математика и логика. Развитие пространственного мышления у дошкольников.
06.11.2023
Ребенок различает геометрические фигуры, выбирает
кратчайший маршрут до детской площадки, придумывает конструкции из Лего – все
это благодаря пространственному мышлению. Развивать его никогда
не рано, можно в любом возрасте. В каждом по - своему. На что родителям стоит
обратить внимание?
Раз ступенька, два ступенька:
возрастные этапы.
Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень
развития трехмерного мышления: там, где домик был из деревянных кубиков, по
мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из
деталей конструктора..
МЛАДШИЕ И СРЕДНИЕ дошколята (3-5лет)
В этом возрасте ребенок способен решать
пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления
элементов.
- У ребенка формируется интуитивное понимание
отношений между предметами: «одинаковые»
«различные» «больший» «меньший»
«справа» «слева» «между»
Осознанное оперирование этими терминами
приходит позже - в старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте.
Ребенку 3-5лет по силам:
- повторять
простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
- сравнивать
длину отрезков, размеры фигур;
-
соединять точки по цифрам, чтобы
получить рисунок (если ребенок знает
порядковый счет)
- различать
прямой, тупой, острый углы.
Как стимулировать пространственное мышление в 3-5лет?
Вам помогут:
- игры на
формирование трехмерных представлений «Помести животное»
(необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно
может уместиться)
- «Расставь
правильно» (необходимо расположить
предметы по указанию взрослого) «Составь маршрут»
- задания на
манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе)
- картинки,
требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других
(«Где находится животное?» – за домом.
Вырезайте из бумаги
симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки
картинок.
Занимайтесь
оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.
ДОШКОЛЬНИКИ (5-7лет)
В этом возрасте ребенок уже может решать довольно
сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение,
внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные
задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные
объекты, но и перестраивать, преобразовывать
и «улучшать»
В 5-7лет дети должны уметь:
- различать
понятие размера и формы;
- свободно оперировать
пространственными отношениями между предметами (большой – маленький,
ближе – дальше, вверх – вниз, над – под,
за – перед);
- различать
левую и правую руку, сторону;
- понимать
заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
- мысленно
соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
-
ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной)
Названные образовательные требования предъявляет к
будущим ученикам школа. Да, они не
обязательны, ведь в первый класс ребенка
примут в любом случае. Но для облегчения
адаптации к школе и понимания учебного материала, перечисленные умения и навыки очень
пригодятся первокласснику.
Как развивать пространственное мышление в 5-7лет.
С этой задачей помогут справиться:
- игры на
внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он
находит и запоминает окружающие его
предметы. Взрослый задает вопросы с
использованием слов, указывающих на месторасположение, например: «какого цвета
стол от тебя?»
- графические
диктанты;
- занимательные
задания на объемное мышление;
- специальные
развивающие игры;
-
повседневные бытовые задания;
Предлагайте
ребенку настольные игры, такие как Танграм,
«Геометрика», шашки, шахматы,
нарды. Вместе рисуйте планы помещений
и местности, играйте в поиск «клада»
с помощью карты - плана.
Будем
листья собирать
Листья
березы,
Листья
рябины,
Листья
тополя,
Листья
осины,
Листья
дуба
Мы
соберем,
Маме
осенний букет отнесем.
6
Если на деревьях
Листья
пожелтели.
Если
в край далекий
Птицы
улетели.
Если
небо хмурое,
Если
дождик льется.
Это
время года
Осенью
зовется.
Мокрый
и колючий.
И
косит над лесом дождик
Разгоняя
тучи.
8
В листья красные одетый
Улыбается
пенек.
Простоял
сухой все лето,
А
теперь промок.
9
Мы шагаем под зонтом,
Это
наш надежный дом.
Дождь
стучит «Тук – тук – тук!
Эй,
хозяева, вы тут?»
Дверь
ему не отворим,
Мы
промокнуть не хотим.
10
Если на деревьях листья пожелтели,
Если
в край далекий птицы улетели,
Если
небо хмурое, если дождик льется,
Это
время года осенью зовется.
11
Разноцветные листочки
В
вальсе радостном летят.
Ветер
с осенью танцует
И
кружится листопад.
12
Следом за летом осень идет,
Желтые
песни ей ветер поет,
Красную
под ноги стелет листву,
Белой
снежинкой летит в синеву.
13
Дождик, дождик, ты послушай!
Не
ходи босой по лужам.
По
дорогам бродит осень,
Холода
в котомке носит.
Побелеешь,
снегом станешь,
До
апреля не растаешь.
14
Ходит осень по дорожке,
Промочила
в лужах ножки.
Льют
дожди, и нет просвета,
Затерялось
где то лето.
15
Ходит Осень, бродит Осень.
Ветер
с клена листья сбросил.
Под
ногами коврик новый,
Желто
– розовый, кленовый.
16
Ходит Осень в нашем парке,
Дарит
Осень всем подарки.
Бусы
красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик
желтый – тополям,
Фрукты
Осень дарит нам.
17
Падают с ветки желтые монетки,
Под
ногами целый клад!
Это
Осень золотая дарит листья, не считая.
Золотые
дарит листья вам и нам и всем подряд.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2023
Дата обновления: 13.11.2023
Дата публикации: 06.11.2023