Играем в театр дома
13.11.2023
Консультация для родителей
«Играем в театр дома»
Совсем
маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют
разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и
папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например,
двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не
рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль –
игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли,
как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло
телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения
родителей и детей.
Театрализованные игры способствуют
развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость,
печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает
эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с
помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает
ребенку в наше время. Ведь зачастую вам, родителям бывает некогда почитать
ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух,
интонационно выделяя характер каждого героя произведения! А как ребенок
обрадуется, если вы вместе с ним обыграете какую – либо потешку, отрывок из
сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке
разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы,
игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка»,
слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое.
Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской
доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных
отношений.
Игры-драматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый
сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создаёт свой
маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он
управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре
превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев,
придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает
нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и
количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие
способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в
соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Всё это очень
важно для познавательного и эмоционального развития.
Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы .
Театр двух кукол.
Самый простой
вариант игры-драматизации в домашних условиях –спектакль игрушек.
Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг
друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего
лишь две игрушки. А
чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий!
Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый
театр. Он особенно полезен для развития мелкой
моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего
возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нём все герои,
сцена и сюжет расположен на одной или двух руках. В продаже есть специальные
пальчиковые куклы из ткани, дерева. Также такие игрушки можно изготовить
самостоятельно, используя связанный крючком напальчник и пришив к нему
маленькую мягкую игрушку.
Эти простые и
недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком устроить настоящий
театр. Наденьте сначала на свой палец одну
куколку и разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж
шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение
того, что он живой актёр.
К театру,
доступному в домашних условиях относятся: театр ложек. Куклы театра ложек – это
ложки (деревянные или пластиковые), на вогнутой стороне которых изображено лицо
героя. Из ткани, ленточек, ниток, бусин, фетра и т.п. сделаны остальные части
героя (уши, лапы, хвост, прическа, головные уборы и т.п.), а одежда (как
правило, платье в виде конуса) накрывает ручку ложки, тем самым, скрывая руку
кукловода.
Дети очень
любят настольно-плоскостной или объёмный театр. Сейчас
в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные
или фанерные силуэты на устойчивых подставках.
Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.
ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Наиболее богатые
возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который
вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой
головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец
управляет головой, а большой и средний – руками.
Перчаточным куклам
присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать,
кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть.
Такие куклы
продаются как по одной, так и целыми наборам. Бывают в виде животных и в виде
людей разного возраста – от стариков до младенцев.
Играя, ребёнок
забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его
сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается.
Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры.
Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы
помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека.
Детям для
полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты,
вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым»
фразам или механическим жестам.
В игре ребёнок
развивается. При этом игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут
либо тормозить игру, либо стимулировать и совершенствовать ее.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2023
Дата обновления: 13.11.2023
Дата публикации: 13.11.2023