Развиваем логическое мышление у детей 4-5 лет
15.12.2025
Развитие логического
мышления ребенка подразумевает формирование логических
приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать
причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие
умозаключения на основе причинно-следственной связи. Однако не следует думать,
что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или
отсутствием которого следует смириться.
Существует большое
количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления
можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в
этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается
логическое мышление? Логические приемы умственных действий сравнение,
обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация,
абстрагирование.
Развитие логического
мышления детей 4-5 лет
К четырём-пяти годам
наглядно-действенное мышление дошкольников сменяется наглядно-образным. Это
новый качественный уровень, который даёт ребёнку больше возможностей для
исследования окружающего мира, усвоения и воспроизведения информации.
Дети пятого года жизни способны мыслить,
представляя не предмет, а его образ, они узнают на изображении одну и ту же
вещь, несмотря на его различные характеристики (цвет, форму, размер, детали). Дошкольникам
становится доступна новая логическая операция: сравнение. Причём они способны
сравнить не только однотипные предметы (две машинки, двух зайчиков), но и
разные, принадлежащие к различным группам (медведь большой, а ёжик маленький,
дерево высокое, а будка собачки низкая).
Логическое развитие детей этого возраста
ставит перед такие задачи:
·
Расширять представления об окружающем мире, о людях, их профессиях,
человеческом жилье, транспорте, некоторых общественных заведениях (детский сад,
магазин, парикмахерская, больница).
·
Беседа, обсуждение. Малыши уже не только воспринимают информацию от
взрослого, но и высказывают своё мнение, делают простые, доступные их пониманию
умозаключения: «Собака охраняет дом, она полезное животное, корова даёт молоко,
она тоже полезная — значит, все домашние животные полезные».
o Родителю нужно
внимательно следить за ходом детской мысли, потому что недостаток опыта может
привести к ошибочному заключению: «Рыбы живут в воде, лягушка живёт в воде.
Значит, лягушка — тоже рыба». Такие ошибки
·
Дидактические игры, задания и упражнения логического содержания. Они могут
быть и печатными, поскольку дети в этом возрасте воспринимают изображения и
соотносят их с настоящими предметами: «Геометрическое лото», «Что перепутал
художник?», «Найди, что лишнее?», «Подбери пару», «Чей силуэт?», «Подбери
заплатку к кукольному платью», несложные лабиринты, игры на установление
последовательностей («Продолжи узор», «Сделай бусы кукле»).
·
Игры, соединяющие творчество и логику. То, что ребёнок создаёт своими
руками, запомнится ему лучше всего. Учитывая эту особенность детского
восприятия, в систему логических заданий вводят такие, где требуется творчески
доработать материал: дорисовать детали, чтобы превратить геометрическую фигуру
в предмет схожей формы, «подарить» недостающее: рыбаку — удочку, футболисту — мяч,
ёжику — иголки, машине — колёса.
Ребёнок среднего дошкольного возраста не
только мыслит образами — он их сам и создаёт
·
Приём «намеренной ошибки». Его вводят, когда у детей уже есть представление
о юморе, шутке, и в то же время они владеют достаточно самостоятельным
мышлением, чтобы не принимать на веру всё, что говорит взрослый. Родитель
задаёт вопросы, которые содержат истинные и ложные данные, дети отыскивают и
называют ошибку «У кошки четыре лапки? У птицы четыре крыла? Мяч похож на круг?
У круга есть углы? и т. д.» Намеренную ошибку можно использовать и при
рассказывании любимых сказок детям, о временах года, играх и забавах — всё то,
что дети знают и будут с лёгкостью ориентироваться.
·
Использование предметов-заместителей. Этот приём развивает не только
логическое мышление детей путём переноса некоторых свойств с настоящего
предмета на заменяющий его, но и воображение, творческие способности, гибкость
мышления. Дети ярко представляют воображаемые свойства предметов-заместителей,
но в то же время с лёгкостью меняют их, если это требуется по ходу игры. Так,
если дети раннего возраста вместо мыла в игре «Выкупаем куклу» используют
кирпичик из конструктора по признаку схожести формы и просто трут им куклу, то
четырёхлетки могут представить, какое это мыло душистое, пахучее, как пенится и
т. п.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2025
Дата обновления: 15.12.2025
Дата публикации: 15.12.2025