Развиваем логическое мышление у детей 4-5 лет

15.12.2025

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление? Логические приемы умственных действий ­ сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование.

Развитие логического мышления детей 4-5 лет

К четырём-пяти годам наглядно-действенное мышление дошкольников сменяется наглядно-образным. Это новый качественный уровень, который даёт ребёнку больше возможностей для исследования окружающего мира, усвоения и воспроизведения информации.

Дети пятого года жизни способны мыслить, представляя не предмет, а его образ, они узнают на изображении одну и ту же вещь, несмотря на его различные характеристики (цвет, форму, размер, детали). Дошкольникам становится доступна новая логическая операция: сравнение. Причём они способны сравнить не только однотипные предметы (две машинки, двух зайчиков), но и разные, принадлежащие к различным группам (медведь большой, а ёжик маленький, дерево высокое, а будка собачки низкая).

Логическое развитие детей этого возраста ставит перед такие задачи:

·        Расширять представления об окружающем мире, о людях, их профессиях, человеческом жилье, транспорте, некоторых общественных заведениях (детский сад, магазин, парикмахерская, больница).

·        Беседа, обсуждение. Малыши уже не только воспринимают информацию от взрослого, но и высказывают своё мнение, делают простые, доступные их пониманию умозаключения: «Собака охраняет дом, она полезное животное, корова даёт молоко, она тоже полезная — значит, все домашние животные полезные».

o   Родителю нужно внимательно следить за ходом детской мысли, потому что недостаток опыта может привести к ошибочному заключению: «Рыбы живут в воде, лягушка живёт в воде. Значит, лягушка — тоже рыба». Такие ошибки  

·        Дидактические игры, задания и упражнения логического содержания. Они могут быть и печатными, поскольку дети в этом возрасте воспринимают изображения и соотносят их с настоящими предметами: «Геометрическое лото», «Что перепутал художник?», «Найди, что лишнее?», «Подбери пару», «Чей силуэт?», «Подбери заплатку к кукольному платью», несложные лабиринты, игры на установление последовательностей («Продолжи узор», «Сделай бусы кукле»).

·        Игры, соединяющие творчество и логику. То, что ребёнок создаёт своими руками, запомнится ему лучше всего. Учитывая эту особенность детского восприятия, в систему логических заданий вводят такие, где требуется творчески доработать материал: дорисовать детали, чтобы превратить геометрическую фигуру в предмет схожей формы, «подарить» недостающее: рыбаку — удочку, футболисту — мяч, ёжику — иголки, машине — колёса.Хочу такой сайт

 

Ребёнок среднего дошкольного возраста не только мыслит образами — он их сам и создаёт

·        Приём «намеренной ошибки». Его вводят, когда у детей уже есть представление о юморе, шутке, и в то же время они владеют достаточно самостоятельным мышлением, чтобы не принимать на веру всё, что говорит взрослый. Родитель задаёт вопросы, которые содержат истинные и ложные данные, дети отыскивают и называют ошибку «У кошки четыре лапки? У птицы четыре крыла? Мяч похож на круг? У круга есть углы? и т. д.» Намеренную ошибку можно использовать и при рассказывании любимых сказок детям, о временах года, играх и забавах — всё то, что дети знают и будут с лёгкостью ориентироваться.

·        Использование предметов-заместителей. Этот приём развивает не только логическое мышление детей путём переноса некоторых свойств с настоящего предмета на заменяющий его, но и воображение, творческие способности, гибкость мышления. Дети ярко представляют воображаемые свойства предметов-заместителей, но в то же время с лёгкостью меняют их, если это требуется по ходу игры. Так, если дети раннего возраста вместо мыла в игре «Выкупаем куклу» используют кирпичик из конструктора по признаку схожести формы и просто трут им куклу, то четырёхлетки могут представить, какое это мыло душистое, пахучее, как пенится и т. п.

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.12.2025

Дата обновления: 15.12.2025

Дата публикации: 15.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».