Роль родителя в подготовке к школе. Как вести себя на первых порах школьного обучения
27.02.2024
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Роль
родителя в подготовке к школе. Как вести себя на первых порах школьного
обучения»
В
школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые
программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются
к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик
позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
Обучение
в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни
ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь
воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность,
самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Семья
для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь
с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может
существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной
жизнью.
Согласно
статье 18 Закона РФ «Об образовании», приоритетная роль в воспитании ребенка
принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги
дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.
Для
ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся
языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот
момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают.
Родители
должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть
доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.
Взрослым
нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно
встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.
Еще
одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка
(физического, умственного, нравственного) — переживание успеха.
И,
наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в
любви и разнообразии впечатлений.
Особое
внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.
Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его
выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый
распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает
необходимое будущему школьнику чувство времени.
Важно
так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными,
не проводили время в праздности, которая порождает лень.
Школа
предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в
систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему
приходиться подолгу находиться без движения.
Организуя
режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.
Для
детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и
укрепления здоровья, но и успешной учебы.
Режим
– это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов
деятельности в течение суток.
Наблюдения
показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей
детей, недоверие к их силам, стремление опекать.
Нередко дети, проявляющие самостоятельность
в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными,
теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых
членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их
прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а
воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность,
организованность, родители не придают большого значения. Известно, что в
нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной
благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей,
насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и
переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном
возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная
потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья.
Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик,
делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям
матери и отца.
Если
ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он,
это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия,
он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру,
положительным влиянием.
Дети,
у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать
для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать
новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут
организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается
на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его
неуспеваемости, недисциплинированности.
Под
психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и
достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной
программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая
готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов
психического развития в период дошкольного детства.
К
концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле
личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в
пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно- родственных отношениях
и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки
самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих
желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего
достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я
должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение
приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Очень
важно, чтобы ребенок:
· умел
отстаивать свою позицию, приводить необходимые аргументы;
· осознавал
смысл обучения в школе;
· позитивно
относился к окружающему миру и к самому себе;
· понимал
смысл слова «дисциплина» и умел подчиняться правилам;
· умел
по своей инициативе работать над заданием, планировать, организовывать свои
дальнейшие действия;
· осознавал
возможные последствия своих поступков.
Дополнительные
советы по подготовке к школе
Мама
и папа со своим ребенком должны не только учить буквы, цифры и геометрические
фигуры. Родители должны расширять кругозор своего чада. Наилучший способ –
беседовать с крохой «о жизни», совместно читать книжки и обсуждать события,
происходящие в них.
Очень
важно развивать мелкую моторику ребенка. Малышу необходимы задания для
подготовки к школе, которые развивают ловкость пальчиков и кистей. Благодаря
этому ребенок будет быстрее развиваться в целом. Он станет более усидчивым и
внимательным.
Для
развития моторики рекомендуется больше рисовать, заниматься с конструктором,
работать с мелкими предметами (бусинками, спичками, монетами).
Ребенку,
у которого хорошо развита память, намного проще учиться. Новый материал запоминается
легко. Родители, подготавливая своего малыша к школе, должны особое внимание
уделить тренировке памяти. Отлично подойдет такой способ, как заучивание
детских стишков и песенок.
У
ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне
эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье.
Эстетический
вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям
повседневной жизни, к предметам, окружению быта.
Маме
и папе стоит позаботиться о рабочем месте ребенка. Ему понадобится личный
письменный столик, тетрадки, ручки, цветные карандаши, фломастеры, краски с
кисточками, раскраски, альбом для рисования, книжки для чтения, пластилин и
другие принадлежности. Важно, чтобы на рабочем месте не было беспорядка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.02.2024
Дата обновления: 27.02.2024
Дата публикации: 27.02.2024