Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
22.02.2024
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста»
О важности приобщения ребенка к
культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на
знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом
относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое
воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит
развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя
все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни,
особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая,
пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного
подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в
свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое
своеобразие культуре.
Чувство Родины... Оно начинается у
ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке,
дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Россия - родина для многих. Но для
того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь
своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и
культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических
ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же
ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно
завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как
отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,
порождающим личность.
В нравственно-патриотическом
воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких
людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно
подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены
в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм
надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм
обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной
духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно
возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к
старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из
своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
1. Окружающие предметы, впервые
пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты,
любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего
возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать
все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В
устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера,
присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде,
храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом
сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресование детям потешки,
прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру
в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные
жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества
людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей
к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них
фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых,
растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными
сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с
народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна
увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить,
что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам
национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и
музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной
культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Воспитать патриота своей Родины -
ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только
начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных
средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность
взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать
основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.02.2024
Дата обновления: 22.02.2024
Дата публикации: 22.02.2024