Роль дидактической игры в семье и детском саду
29.01.2024
Роль
дидактической игры в семье и детском саду
Дидактические
игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В
игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него
воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
«Программа
воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие
требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель
осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы
(любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он
использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти,
расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
В
теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация
дидактических игр:
а)
с игрушками и предметами;
б)
настольно-печатные;
в)
словесные.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они
должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения
сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Характерные особенности
дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью
обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они
остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая
ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в
себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и
игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая
задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы
подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические
задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа,
животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни),
развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря,
развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с
закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр
является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт,
труд, события общественной жизни и др.).
Большая
роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как
должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила
помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем
дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять
своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста
очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из
«чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание
играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить
это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Благодаря
наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают
обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное
внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями,
умениями и навыками.
Дидактические
игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти,
наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания
в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и
доставляют эмоциональную радость детям.
Игра
незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В
ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым,
уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является
прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и
художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи,
развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Дети
всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы»,
«Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие,
используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового
словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на
использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей.
Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует
у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность,
ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.
Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества, — ребенок не бросит
куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные
качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.
Многие
дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению
слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь,
продукты).
Дидактические игры — незаменимое
средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и
нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и
воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.01.2024
Дата обновления: 29.01.2024
Дата публикации: 29.01.2024